Психолог Джонни Хьюз рассказывает о поведении разных игроков за покерным столом и о характерных признаках эмоций – гнева, радости, тильта – позволяющих «читать» оппонента и чаще выигрывать.
Когда я в течение 20 лет преподавал в колледже, язык жестов был одной из самых популярных тем, а в качестве иллюстрации я приводил «знаки» в покере. Жесты возникают произвольно и служат делу коммуникации. «Знаки» же непроизвольны и выявляют эмоции, которые игрок предпочел бы скрыть.
В двусторонней коммуникации, происходящей между двумя людьми один-на-один, невербальная сторона составляет 90%, а вербальная – всего 10%. Когда вербальные и невербальные знаки не согласуются, стоит верить неконтролируемой и гораздо более эмоциональной невербальной стороне. В покере это размер Вашего бета, то, как Вы объявляете бет, и Ваши действия после бета.
Игрок с лучшей (nuts) или очень сильной рукой будет говорить мало и очень спокойно; вести себя излишне небрежно; поворачиваться влево, чтобы посмотреть, как собираются ходить оппоненты; пересчитывать фишки и ерзать на стуле, пододвигаясь к столу или приподнимаясь.
«Знаки» очень разнообразны: если игрок морщит лоб, смотрит или не смотрит на стол, поворачивается влево, смотрит или не смотрит в глаза, краснеет, вздыхает, зевает, тяжело или часто дышит (галстук напоминает флаг на ветру), прикасается к носу, прикрывает рот, перестает раскачиваться, перекладывает фишки, курит, пьет, перестает есть – все это может быть «знаком».
Самый нужный «знак», из тех которыми я пользуюсь – это изменение поведения двоих или троих игроков слева от меня. Основываясь на невербальных «знаках» оппонентов, я сохраняю деньги, объявляя более тайтовые коллы, или же наоборот с двумя тузами объявляю колл, когда от меня ожидают рейз, и «ставлю ловушку». Однажды на игре в Bellagio слева от меня сидели две женщины, которые очень хорошо играли. Они постоянно разговаривали до того момента, когда у одной из них составилась рука для рейза. Сразу стало тихо, кто-то заерзал на стуле – и я понял, что мне нужна была очень сильная рука, чтобы хорошо сыграть из плохой позиции.
На World Series я много играл в безлимитный Холдем на невероятно популярных низких блайндах. Там было сложно быстро «прочитывать» игроков из-за того, что игра шла одновременно за четырьмя столами, участников было много, и они быстро сменяли друг друга.
Перед тем, как сесть за стол, я обращал внимание на бокалы с напитками, одежду; на то, как сложены фишки и каковы особенности их расположения, какого размера стэки; на усталость, гнев или тильт, частоту коллов и рейзов, позы игроков, солнцезащитные очки, шляпы и «говорящие» предметы одежды.
Я смотрел на припрятанные сигареты – это был первый год, когда в покер-руме Binion’s нельзя было курить. Очень здорово закричать «Мне очень надо покурить». Сделайте это, пока меняются дилеры и пересчитываются фишки, а курильщики спешат, как на пожар. Я не курю.
Самый очевидный «знак», которым можно сразу же воспользоваться, – аккуратность, с которой сложены фишки игрока, в соотношении с тайтовостью этого игрока. Громады покера, обитающие в центре Вегаса, у которых пирамида фишек выглядит, как крепость, и которые сидят, сложив руки на груди – играют непревзойденно тайтово.
Легче всего «читать» участников, играющих обычно через Интернет, так как когда они готовы играть, они начинают скакать и светиться, как новогодняя елка. Они напоминают виляющую хвостом собаку, которая играет в покер. Я тогда спрашиваю их, играют ли они по Интернету, откуда они и как давно играют в покер. Лучше всего вести себя дружелюбно. Ответ на вопрос о покере в Алабаме (или где-то еще) дает массу информации.
Многие игроки, среди которых молодые англичане, очень тайтово играют топовые 10 или 20 рук, а это означает, что их руку проще вычислить. Чудесный безлимитный Холдем с низкими блайндами и относительно небольшими рейзами позволяет входить в пот дешевле и использовать полу-блеф и другие покерные штучки, пользуясь только «чтением» языка тела и «знаков».
Если кто-то из игроков не привык к фишкам, а у него их много, то я вхожу в пот после него с какими-нибудь хипповскими картами. Я не сужу об игроках по возрасту, цвету кожи, национальности или полу; я обращаю внимание на то, как они двигаются и как делают ход.
Как же нужно себя вести? В большинстве случаев так, как будто Вы серьезно о чем-то думаете, вне зависимости от того, так это или нет на самом деле. Так ведут себя профессионалы, участвующие в турнирах по покеру и бриджу. Если Вы делаете паузу и изучаете борд и оппонентов – это улучшит Вашу игру. Если у Вас на руках карты, которые очевидно нужно сбросить – то сделайте это, не снижая скорости игры.
Самая распространенная ошибка, которая является очевидным «знаком» – попытка вести себя противоположно тому, что есть на самом деле. Если кто-то из делающих ход после Вас тихо ругается или покачивает головой – будьте осторожны. Вас легко «прочитать»? во время игры Вы должны выглядеть уверенно, особенно если Вы часто объявляете беты на все дро. Я никогда не играю без шляпы – она позволяет мне незаметно для окружающих смотреть на стэки оппонентов и наблюдать за бордом.
Я ношу солнцезащитные очки с полупрозрачными стеклами, чтобы оппоненты видели мои глаза. И я тоже хочу видеть их глаза. В покере Вы также выбираете оппонента, как на поле для гольфа или на теннисном корте. Руководствуясь языком тела и «знаками», я выбираю поты с самыми слабыми игроками.
В обычной жизни, когда человек смотрит в глаза, это говорит о доверии и уверенности в себе. В покере никогда нельзя сказать точно, но при отсутствии других знаков нежелание смотреть в глаза (как и молчание) может означать блеф. Спросите у оппонента, сильная ли у него рука. Спросите, какой бет они сделали. Начните разговор.
На флопе я всегда уделяю больше внимания глазам оппонентов, чем картам на борде. Я это делаю вне зависимости от того, вхожу я в пот или нет. Напряжение линии рта, быстрое пожатие плечами или удивленно поднятая бровь. Игрок планировал составить комбинацию, но этого не произошло. А теперь он составляет новый план?
Если оппоненты наблюдают за мной, я готов подыграть при необходимости. Чаще всего такой момент наступает в конце игры, когда у меня лучшая рука, и я вошел в пот с крупный бетом. Я молчу и жду, но если вижу, что оппоненты готовы сбросить карты, то начинаю демонстрировать актерские способности. «Давайте я заберу этот пот. А Вам достанется следующий». «С этой картой на флеше у меня составилась комбинация». И это правда. Оппоненты видят пугающую карту, но не могут поверить, что Вы рассказываете им правду о своей руке.
Язык тела очень важен в ходе игры и увеличивает значимость позиции. В лимитном Холдеме Вы можете увидеть, что игроки в позициях блайндов не хотят рейзов.
В безлимитном покере слабые и некоторые тайтовые игроки «знаками» выдают, что у них не составилась комбинация на терне, и Вы можете задать им перцу бетами и рейзами в стиле Doyle Brunson. Если Вы знаете, что они не хотят, чтобы Вы сделали бет, то нет необходимости догадываться, какая именно у них рука.
Эмоции в покере не остаются неизменными во всех раздачах. У некоторых игроков постоянно плохое настроение и впечатляющая коллекция обидных проигрышей. Из всех эмоций за покерным столом полезнее всего «читать» гнев, страх, уверенность и радость.
Гнев влияет на состав крови и меняет давление; он быстро приходит, но не так быстро уходит. Если я начинаю сердиться, я спускаюсь в Plaza послушать, как японский ансамбль играет кантри.
Игрок, который совершил ошибку; проиграл, по его мнению, только из-за того, что повезло противнику или же недавно участвовал в одном из знаменитых нелепых споров из-за 5 долларов в Binion’s, не позволит Вам легко «украсть» его блайнд. Он готов играть, но рассерженному игроку необходимо показать руку. Игроки в таком состоянии в буквальном смысле настолько вне себя, что готовы проколлить. Рассерженные не выигрывают. Не думаю, что нужно вступать в полемику или говорить что-то оскорбительное, однако всегда есть невинные способы задать дурацкий вопрос. Способ использования гнева оппонента стар, как мир: нужно выкинуть его из пота при помощи блефа, открыть карты, а затем войти в пот после него со стрит-дро или младшими парами в надежде собрать три карты одной масти (трип) – с рассерженным противником для составления дро можно использовать более широкий диапазон рук.
Страх, как и гнев, заставляет кровь бежать по-другому. Напуганные игроки, опекающие свой небольшой стэк, или напуганные игроки в позиции большого блайнда выглядят довольно жалко, и половина стола это замечает. Если бы я знал, что Вы сотрудник казино, и играете за оплату, я был бы безжалостен. Играйте только тогда, когда уровень страха у Вас минимален, и прекращайте игру задолго до того, как он начнет подниматься. Иногда безлимитная игра резко меняет характер до такой степени, что из-за страха я перестаю играть. Если за столом один или два беззаботных игрока с большими стэками, я планирую время своей игры в зависимости от количества фишек у них. А если к игре присоединяется какой-нибудь крутой парень с размером стэка в пять раз больше моего, то я считаю, что в Вегасе полно других игр – и они всего в паре метров.
Если оппоненты испытывают негативные эмоции – страх или гнев – усильте их переживания. Если это страх – играйте так, чтобы Вас боялись еще сильнее. Если же это гнев – еще больше раззадорьте противника несколькими небольшими блефами (которые Вы откроете), однако будьте готовы столкнуться с разъяренным оппонентом с сильной рукой.
Если Вы хотите быть жизнерадостным, то радость – лучшая эмоция, против которой можно играть. Обожаю простаков (простите… участников, играющих ради удовольствия), которые воодушевлены выигрышем. Я становлюсь их новым другом и хочу поболтать об их родном городе. Иногда такие люди (как и состоятельные люди, с которыми я подружился) играют почти так, как будто им все равно, кто из нас выиграет; они пытаются составить дро с самыми ужасными картами. Однако они опасны; когда у Вас окажется A-K, позвольте им заплатить за Ваш кикер – и они это сделают.
Молодые игроки, игравшие на World Series, особенно иностранцы, действовали на стариков, типа меня, угнетающе. Практически все они были доброжелательны, и казалось, что практически всем им нравится играть в безлимитный покер. Из-за присутствия телевидения некоторые игроки просто обожали говорить: «All in». Если это можно назвать «знаком», то это значило, что они составляли дро. Игроки, составляющие три карты одного достоинства (сет), объявляют беты, а игроки со стрит-флеш дро нервничают, так как хотят выиграть пот сразу.
Эмоции заразны, особенно гнев. Из-за стресса турнира с его светом, толпами, ожиданием, шумом, болтовней и запахами гнев преобладает над остальными эмоциями. Не вступайте ни в какие споры за столом. Не входите в игру, если кто-то из оппонентов вошел в тильт – рассерженные игроки играют лузово и агрессивно. Наш мозг или рассудок устает и подавляется, из-за чего эмоции начинают управлять принятием решений.
Отслеживайте вспышки гнева, которые говорят, что Вы действительно хотите выиграть у кого-то, причем хотите сделать это прямо сейчас. К сожалению, нужна одинаково сильная рука, чтобы выиграть и у последнего подонка, и у Матери Терезы (и всем ясно, что это несправедливо). Попытайтесь «читать» эмоциональное состояние игроков, которые, скорее всего, окажутся достойными противниками. Они Вас боятся? Они сердятся на Вас? Я хочу, чтоб оппоненты считали, что я дважды везучий простак, и только и жду, чтобы меня обыграли.
Мои фишки сложены неровно, я задаю пару дурацких вопросов. Я объявляю рейз с 7-8 и перед началом торгов, заявляю, что это лучшая рука в Холдеме. Затем я ее открываю. А потом я перестаю открывать руки.
Я тщательно менял скорость своей игры в Вегасе, но не думаю, что кто-то это заметил. Помните, что на самом деле никто не наблюдает за Вами так внимательно, как Вам кажется. И почему простак, не подававший признаков жизни в течение часа, вдруг выигрывает с двумя тузами, должно остаться загадкой.
Все мы знаем, что наше текущее эмоциональное состояние в покере и уверенность в себе имеют решающее значение на пути к успеху или поражению. Мы работаем в первую очередь над собой, однако не стоит забывать и о кратковременных и более долгих эмоциях оппонентов, так как они влияют на нашу игру.