Иногда кто-то из нас проживает настолько яркую и необычную жизнь, словно хочет опрокинуть все существующие нормы и опровергнуть стандартные объяснения. Достижения и успехи таких людей нанизываются одно на другое со сверхъестественной легкостью, а их способность преодолевать испытания судьбы кажется само собой разумеющейся.
Хенри Оренстайн – один из таких людей. Благодаря отчаянной хитрости ему удалось пережить ужасы Холокоста. Зарегистрировав себя и трех своих братьев как математиков, чтобы доказать их полезность для рейха, он сумел отсрочить их физическое уничтожение на достаточно долгий срок, чтобы дождаться прихода союзных войск. Проведя свою юность в пяти концентрационных лагерях и потеряв одного из своих братьев во время бомбежки союзников, после освобождения из Заксенхаузена Оренстайн решил навсегда покинуть свою надломленную родину. В 1947 году подобно многим евреям из разоренной и опустошенной войной Европы, рожденный в Польше Оренстайн (урожденный Хенрик) эмигрировал в США в надежде начать все с начала.
Оренстайн открыл и управлял успешным продуктовым магазином, который в конечном итоге продал с изрядной прибылью. Это было первое звено в цепи доходных предприятий, которые привели его к позиции президента и CEO компании Topper Toys. В этом качестве Оренстайн направил свою творческую энергию на превращение компании в плодовитого производителя игрушек, зарегистрировав более 100 патентов. Несмотря на банкротство Topper Toys, Оренстайн снова встал на ноги, работая на гиганта индустрии игрушек Hasbro. Именно Хенри убедил отдел исследований и разработок компании приобрести прототипы игрушек, которые стали известны миру как Трансформеры.
В начале 90-х Оренстайн приобрел хобби, весьма распространенное среди семидесятилетних людей той эпохи. Он с удовольствием играл в семикарточный стад, изредка пробуя свои силы в холдеме. В 1993 году Оренстайн занял 12-е место в главном турнире Мировой серии, а два года спустя и вовсе вышел на финальный стол, где соревновался с будущим чемпионом Дэном Харрингтоном и «послом покера» Майком Секстоном, заняв в результате 8-е место. Не желая мириться с относительной неудачей, Оренстайн вернулся на WSOP в 1996 году и завоевал-таки браслет в турнире по семикарточному стаду с бай-ином $5,000. На финальном столе эму противостояли такие покерные светила как Умберто Бренес (2-е место), Синди Вайолет (3-е место), Ти Джей Клутье (4-е место) и вышеупомянутый Секстон (7-е место).
Еще в самом начале своего «заигрывания» турнирным покером изобретательный ум Оренстайна начал работать над проблемой, о существовании которой большинство просто не знало – недостаточной развлекательной и эмоциональной составляющей во время телевизионных трансляций таких грандиозных соревнований, как Мировая серия.
Несмотря на запись финального стола и телевизионную трансляцию на всей территории США, сам покерный продукт был не слишком «вкусным», принимая во внимание то обстоятельство, что карманные карты игроков можно было увидеть лишь во время редких вскрытий. Уверенный в том, что зрители проявят к игре куда больший интерес, как только получат возможность видеть карманные карты игроков, Оренстайн вместе со своей командой инженеров начал работать над прототипом покерного стола со встроенными камерами. 19 сентября 1995 Бюро по регистрации патентов и товарных знаков США одобрило заявку Оренстайна на получение патента на специальную камеру для карманных карт. Вскоре изобретение Оренстайна получило повсеместное распространение в мире телевизионного турнирного покера. Камеру для карманных карт опробовали в британском телешоу Late Night Poker, а также в трансляциях WSOP и WPT. Новинка получила восторженные отзывы.
Совершив революцию в индустрии покера и завоевав свой первый и единственный браслет, Оренстайн ушел в тень. До нынешнего лета он лишь раз попал в деньги на Мировой серии, в 2005 году. Третье пришествие Оренстайна на финальный стол состоялось этим летом. Обойдя 102 участников чемпионата по стаду с бай-ином $10,000, он вошел в восьмерку соискателей почетного титула. Некоторые из соперников были на 70 лет моложе Хенри, но 90-летний ветеран смог доказать, что его мастерство игры в этой классической покерной дисциплине не померкло и через 20 лет после выигрыша браслета. И хотя Фил Хельмут остановил Оренстайна на 8-м месте, новатор и изобретатель, который дал возможность миллионам болельщиков наблюдать за каждой доборной ставкой или блефом любимых игроков, гордится тем, что вписал в славный список своих достижений еще один великолепный результат. Получив заслуженный приз, Оренстайн нашел несколько минут, чтобы рассказать PokerNews, какие эмоции он испытывает после своего великолепного выступления.
****
Корреспондент: Мистер Оренстайн, примите искренние поздравления с великолепным выступлением и выходом на финальный стол. Какие эмоции вы испытываете, так здорово выступив спустя 20 лет после выигрыша вашего первого браслета?
Хенри Орнстейн: Ощущения самые радостные, но я к ним привык. Все-таки я здесь выигрывал. В общем, ничего нового, но все равно приятно.
Корреспондент: В ваши лучшие годы в середине 90-х вы сражались с лучшими игроками мира. Каково это было, играть сейчас с Филом Хельмутом, самым успешным игроком за всю историю Мировой серии?
Фил был очень рад со мной сыграть.
Корреспондент: В наши дни ваше изобретение, камера для показа карманных карт, используется во всех крупных турнирах. Что вы чувствуете, зная, что ваша разработка оказала такое влияние на всю покерную индустрию?
Да, это изменило покерную индустрию, но еще больший вклад я в нее внес, когда привел тогда еще молодого человека Мори Эскандани в телевизионный покер. Тогда он о нем ничего не знал. Я привел его, обучил, взрастил, и смотрите, что получилось.
Корреспондент: Вы очень многого достигли в жизни. Когда вы приезжаете на Мировую серию, наполняет ли вас чувством гордости понимание того, что здесь вы, в известном смысле, приложили руку?
Это приятно, но у меня много других достижений. Дважды, как владелец машины, я выигрывал гонку Индии-500. Я также стоял за созданием Трансформеров, игрушек, которые лидируют по продажам в мире. Фильм приносит миллиарды, а игрушки можно купить в любом уголке мира на радость ребятишкам (смеется).
Корреспондент: При всех тех успехах, которых вы достигли в жизни, что для вас значит хорошо играть в покер?
Я люблю покер. Люблю это игру, поскольку она объединяет в себе множество разных вещей. Необходимо обладать интеллектом, быстрой реакцией, знать математику, уметь читать соперника. В мире нет другой такой игры, в которой для того, чтобы стать хорошим игроком, нужно освоить столько различных элементов. Именно это и делает покер таким интересным.